Библиотека-центр информационной поддержки молодежи. Программа «Юношеская библиотека – Центр информационной поддержки образования»

Информационная поддержка пользователя в современной библиотеке

В 1990-х годах в библиотеках нашей страны стали внедряться информационные технологии, что привело к изменениям многих видов библиотечной деятельности. Библиотечное дело в настоящий момент испытывает смену парадигмы всей своей деятельности – концептуальное изменение технологических и идеологических процессов. «Читатель» как термин заменяется словом «пользователь» и понимание концепции пользователя подразумевает систему взаимосвязанных представлений о роли и месте пользователя в информационной стратегии, приоритетности тех или иных пользовательских категорий, целях и задачах изучения пользователя библиотеки.

Программа ЮНЕСКО «Информация для всех», подтверждает, что во главу угла ставятся вовсе не технологии, не информация, а ее создатель и конечный потребитель – человек . Речь идет о гуманитарном подходе к подготовке человека к условиям информационного мира, смешение смысловой нагрузки с технических средств, на проблемы адаптации личности к жизни в информационном обществе.

Прослеживается прямая зависимость изменения информационно-библиографического обслуживания в библиотеке от изменения принципов работы пользователей. Е. Д. Жабко в работе «Справочно-библиографическое обслуживание в электронной среде: теория и практика» отмечает основные тенденции в информационно-библиографическом обслуживании:

1. Потребности общества не только не уменьшаются, а наоборот, возрастают. Спрос имеет информация не столько библиографического, сколько полнотекстового и фактографического характера.

2. В библиотеках формируются электронные ресурсы, отражающие фонд конкретной библиотеки, в то же время онлайновый доступ к мировым библиографическим БД, сводным электронным каталогам позволяет выполнять запросы, связанные с фондами любых библиотек и информационных центров.

3. Пользовательская аудитория количественно увеличилась за счет удаленных пользователей, обращающихся к ресурсам библиотеки в режиме удаленного доступа.

4. Использование новых информационных технологий не привело к упрощению организационной структуры библиотек, а наоборот, усложнило процессы обслуживания, создав параллельно существующие, частично пересекающиеся традиционные и электронные среды.

Внедряя информационные технологии, библиотеки обеспечивают широкий и свободный доступ пользователей, как к внутренним, так и внешним цифровым ресурсам, фактически, становясь их провайдерами. В такой ситуации становится необходимостью создание системы информационной поддержки пользователя библиотеки. Информационная поддержка используется при подготовке и реализации пользовательских решений. Подобные системы должны быть 1) гибкими относительно быстро меняющегося окружения, 2) способными обеспечивать персонифицированную поддержку пользователей с различными уровнями компетенции и требований к получаемым знаниям, 3) масштабируемыми относительно типов информационных ресурсов и их содержимого и 4) способными взаимодействовать с другими электронными приложениями. Для создания подобных систем широкое распространение получила технология многоагентных систем.

Обеспечение системы информационной поддержки читателя – это специально организованный процесс. Можно выделить основные направления работы:

Блок работ, способствующий повышению эффективности поиска пользователей в электронных каталогах данной библиотеки или корпорации библиотек;

Блок работ для улучшения поиска пользователей в специализированных библиографических БД с контролируемой лексикой;

Блок работ, помогающий пользователям без посредников осуществлять поиск полнотекстовой информации;

Блок работ обучающих поиску в онлайновых БД через Интернет;

Рассмотрим основные составляющие данной системы:

1. Традиционная комфортная обстановка в залах библиотеки, продуманность расположения отделов, сервисных точек, указателей, табличек с наименованиями и визуальная наглядная помощь с информацией об услугах, информационных и документальных ресурсах и направлениях деятельности библиотеки. Наглядная помощь при работе с базами данных, электронными каталогами включает помощь, как в интерфейсе самих баз данных, так и в печатном виде в непосредственной близости от АРМа читателя.

2. Обучение пользователей работе с каталогами, базами данных. Обучение может быть как традиционным, так и электронным. Несмотря на высокую потребность студентов в развитии информационной культуры и готовности к ее саморазвитию, анализ практики высшего образования показывает, что, целенаправленно такой процесс не организуется. К сожалению, предмет «информационная культура» не включен в федеральный компонент государственных образовательных стандартов. Результаты исследований показывают, что уровень развития информационной культуры более чем у половины выпускников вузов не дотягивает до нормы. Несмотря на то, что существует высокая потребность в саморазвитии информационной культуры, готовность к такому саморазвитию у большинства студентов развита недостаточно: отсутствуют четкое целеполагание, системность, необходимые умения и навыки саморазвития информационной культуры.

Интернет-обучение дает возможность решения информационных задач путем создания и включения в библиотечное обслуживание виртуальных сетевых сообществ, в которых пользователи библиотеки могут общаться вне стен библиотеки под контролем библиотекаря. Для повышения продуктивности этого сервиса необходимо организовать общение между участниками, создать условия для развития информационно-поисковых навыков, вовлечь в процесс как можно больше читателей.

3. Виртуальная справочная служба получает все более широкое распространение в современных библиотеках. Предвестником виртуальной справки можно считать список рекомендуемых библиотекарем сайтов. На Интернет-странице библиотеки обычно размещается перечень ссылок на определенные, просмотренные библиографом, часто снабженные аннотацией, сайты. Виртуальная справочная служба возможна в двух вариантах, так называемое off-line и on-line обслуживание.

Первый вид обслуживания заключается в возможности отправки пользователем информационного запроса через электронную почту или напрямую через сайт. Такой сервис в Чувашской Республике действует в Национальной библиотеке и библиотеке Чебоксарского кооперативного института. Второй вид обслуживания, on-line, реализуется через чат-технологию или форум. В реальном времени пользователь и библиограф общаются через Интернет, где возможно уточнить запрос, проконсультировать по стратегии поиска информации, это напоминает классическое обслуживание в библиотеке. Такое интерактивное консультирование возможно только при постоянном модерировании библиографа на чате. К сожалению таких чат-модулей, встроенных в автоматизированные библиотечные системы в нашей стране нет. Эти два вида удаленного информационного обслуживания могут применяться в комплексе.

4. Разнообразие способов интерактивного взаимодействия становится возможным в силу многообразия форм предоставления информации в электронных документах, её мультимедийных свойств. Важно, чтобы пользователь был способен сам, без помощи библиотечных работников осуществлять все необходимые операции по взаимодействию с электронным ресурсом. Это достигается за счет объектно-ориентированных компонент программных средств, которые из-за своего визуального характера доступны для понимания пользователей.

Программное обеспечение и интуитивно понятный интерфейс являются необходимыми техническими условиями базы системы.

5. Возможность для пользователя работать в своем профайле позволяет полностью индивидуализировать поиск и последующую работу с документами. Вся система обслуживания основывается на максимальном учете индивидуальных потребностей и запросов пользователей. Большинство видов услуг будут производится через сайт библиотеки. Пользователь заходит на сайт библиотеке, вводит свой номер читательского билета (логин) и пароль, который получает при записи в библиотеку. Войдя в свой профиль на сайте, иногда его называют «личный кабинет», пользователь данной библиотеке может формировать настройки своего профиля, хранить электронные документы, архив общения с библиотекарем, рассылки с новыми поступлениями и т.д. Пользователь производит поиск в электронных каталогах, базах данных, обращается за помощью к библиотекарю, к коммерческим ресурсам из своего профайла. Если данная библиотека не может удовлетворить запрос пользователя, она может перенаправить его в другую библиотеку, соответствующего профиля, состоящую в едином консорциуме.

Вузовская библиотека обычно придерживается определенной схемы в предоставлении доступа со своего сайта к онлайновым базам данных, электронным каталога и др. Не всем пользователям библиотеки даны равные права, в зависимости от информационной политики библиотеки, какой-то категории читателей предоставляются полнотекстовые материалы коммерческих сайтов, другой – только по зафиксированным в профиле читателя настройкам. Различают доступ таких категорий пользователей, как: преподаватели, сотрудники, аспиранты, студенты, пользователи, не имеющие отношение к данному учреждению.

Мы рассмотрели основные составляющие системы информационной поддержки читателя. Данная система должна включать в себя строгую схему обслуживания, необходимость следования этой схеме должна быть научно обоснована и многократно проверена на практике. Разумеется, творческий подход при обслуживании возможен, но при условии высокой квалификации библиотекаря. Наличие строгой схемы облегчит работу библиотекаря, устранит лишнее изобретение уже изобретенного. Система обеспечения информационной поддержки читателя, конечно, не догма, а результативный инструмент в руках специалиста.

Преимущества создания системы несомненны: 1) доступность обслуживания независимо от места и времени; 2) формирование и поддержка библиотечной среды, ориентированной на самообслуживание; 3) удовлетворенность библиотекарей своей профессиональной деятельностью.

Не оставляет сомнения необходимость постоянного мониторинга информационного поведения пользователя, коррекция и создание новых библиотечных сервисов.

Итак, сервисный подход к библиотечно-информационному обслуживанию (разработан В. А. Минкиной и В. В. Брежневой) заставляет обратить особое внимание к потребительским требованиям: требованиям пользователей к информации, оборудованию и технологиям, производителям, условиям (комфортности) предоставления услуг. Создание системы информационной поддержки читателя, позволяющей решать поисковые проблемы пользователя, как в традиционном, так и автоматизированном режиме несет как научные, так и прикладные цели.

В научном плане, её разработка, апробация и внедрение позволят лучше понять сущность информационно-библиографического обслуживания, определить объем знания необходимого библиотекарю для удовлетворения информационных потребностей пользователей, выработать подходы к изучению информационного поведения пользователя при поиске информации.

В практическом плане создание системы информационной поддержки пользователя дает обеспечение доступности информации для множества пользователей одновременно; получение, трансформацию и сохранение знаний многих специалистов как единого целого; высвобождение специалистов высокой квалификации для решения сложных профессиональных задач; создание средств обучения поиску информации пользователей и молодых библиотекарей.

Литература

1. Программа ЮНЕСКО Информация для всех [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:// www.unesco.org ; www.ifap.ru.

2. Жабко Е. Д. Справочно-библиографическое обслуживание в электронной среде: теория и практика / Е. Д. Жабко. - СПб.: РНБ, 2006. - 388 с.

3. Брежнева В. В. Информационное обслуживание: концепции сервисного развития / В. В. Брежнева; С.-Петербург. гос. ун-т культуры и искусств. - СПб.: СПбГУКИ, 2006. – 332 с.

4. Брежнева В. В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий / В. В. Брежнева, В. А. Минкина; С.-Петербург. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб.: Профессия, 2004. – 304 с. – (Серия «Библиотека»).

Мазуркина, И. Ю. Информационная поддержка пользователя в современной библиотеке / И. Ю. Мазуркина // Имидж библиотеки в условиях интеграции в мировое информационное пространство: материалы Междунар. форума библиотечных идей, Казань, 20-21 ноября 2008 г. / М-во культуры Респ. Татарстан; сост. : О. А. Калегина [и др.]. – Казань, 2008. – С.158-161.

Страница 6 из 9

Информационно-библиографическая поддержка образования, самообразования, профессионального самоопределения и воспитание информационной культуры молодежи

(Т.В. Виноградова, заведующая информационно-библиографическим отделом)

Внедрение передовых информационных технологий в повседневную библиотечную жизнь и компьютеризация рабочих мест библиотекарей и библиографов сопровождается расширением информационных ресурсов библиотеки. Этот факт позволяет нам совершенствовать традиционные и развивать новые формы и направления библиографического обслуживания всех пользователей ЦРБ им.1 Мая, в том числе и молодежи.

1. Одним из самых важных участков индивидуальной работы с молодежью является справочно-библиографическое обслуживание. Справки, выполненные по запросам молодежи, составляют 70-73 % от их общего количества. Причем, большинство молодых читателей обращаются в нашу библиотеку в поисках информации по гуманитарным дисциплинам: экономике, праву, социологии, статистике, истории, философии, педагогике, психологии и культурологии.

Следует отметить, что справочно-библиографическое обслуживание молодежи в современных условиях представляет собой сложный процесс, требующий от дежурного библиографа-консультанта не только профессиональных знаний, широкой эрудиции, но и хорошего владения компьютерными технологиями.

С каждым годом удовлетворение читательских образовательных запросов становится все труднее и занимает все большую часть рабочего времени библиографов. Это связано не только и не столько с трудностями в комплектовании библиотечных фондов и несовершенством ББК. С возникновением новых направлений в деятельности человека, новых специальностей и, как следствие, новых учебных дисциплин в школе и вузе информационные потребности учащейся молодежи постоянно расширяются, и количество справок, требующих сложного библиографического поиска, увеличивается. В то же время, общаясь с молодыми читателями, мы с грустью отмечаем, что уровень знаний школьников и студентов падает, некоторые из них не могут даже четко сформулировать тему своего запроса.

В этом году библиографам пришлось изрядно потрудиться, чтобы найти информацию по таким запросам студентов и школьников:

Кто был воеводой строительной дружины, возводившей Новгород Понизовский?;

Словесные «ляпы» в речи российских политиков;

Кто такой дуайен и кто является дуайеном в России?;

Психологический портрет личности преступника;

Творчество и личность А.С.Пушкина в русской философской критике;

Почему марксизм имел такое широкое распространение в России, а в развитых капиталистических странах нет?

Другим аспектом проблемы усложнения библиографического поиска является то, что учителя, давая задания старшеклассникам, часто плохо представляют, есть ли вообще в фондах библиотеки литература по той или иной теме. Наглядными примерами могут служить подобные запросы школьников:

Применение радиоактивных изотопов в сельском хозяйстве;

Экологические проблемы Аравийского полуострова;

Основные отделы налоговой инспекции и их функции.

По запросам учащихся и студентов библиографы составляют библиографические списки к рефератам, докладам, курсовым и дипломным работам. Так, в этом году нами были составлены списки на темы: «Лидерство в организации», «Невербальное общение», «Международная миграция капитала», «Педагогическое мастерство», «История ленд-лиза». «Молодежная субкультура», «Воспитание характера» и др.

В последнее время в справочно-библиографическом обслуживании молодежи активно используется не только традиционный справочно-библиографический аппарат, но и современные информационные ресурсы: Интернет и электронные базы данных. Так, в случае отсутствия или недостаточности предоставленной информации по тематическому запросу студента или школьника, дежурный библиограф обязательно предлагает им воспользоваться услугами Интернет-зала. Таким образом, например, были полностью удовлетворены запросы на темы: «Дуэльный кодекс», «Обеспечение экологической безопасности на предприятии НОРСИ», «Языки декларативного программирования» и многие другие.

Формирование электронных баз данных было начато в нашей библиотеке в январе 2002 года: специалисты отдела комплектования и обработки приступили к созданию электронного каталога, а библиографы, соответственно, - электронной картотеки статей. На 1 сентября 2004 года в электронный каталог внесено почти 7 тыс. записей, электронная картотека статей насчитывает 11109 записей. С января 2004 года электронный каталог и электронная картотека статей стали доступны для всех пользователей библиотеки. Поиск информации с помощью этих баз данных осуществляет дежурный библиограф-консультант в зале каталогов. За 9 месяцев с помощью этих баз было выполнено 285 справок для юношей и девушек в помощь их образованию и самообразованию.

В последние годы среди молодежной аудитории ЦРБ им.1 Мая заметно возросло количество студентов правовых и экономических техникумов и вузов, а, следовательно, значительно повысились потребности этой части пользователей в правовой информации. Учитывая это обстоятельство, в январе 2002 года на компьютере дежурного библиографа-консультанта была установлена система «Консультант Плюс», а в мае 2004 года - система «Гарант». Новый вид справочно-библиографического обслуживания оказался очень востребованным у читателей, в том числе и молодежи. На эту группу по нашим подсчетам в год в среднем приходится более 1/3 всего массива документов, найденных с помощью справочно-правовых систем.

На диаграмме можно проследить две тенденции в справочно-библиографическом обслуживании молодежи в ЦРБ им.1 Мая за последние 3 года. Во-первых, это ежегодный прирост общего количества справок, выполненных по запросам молодежи: от 1056 - в 2002 году, до 2392 - за 9 месяцев 2004 года. Во-вторых, это увеличение количества справок, выполненных с помощью электронных носителей по отношению к справкам, выполненным с помощью традиционного СБА: если в 2002 году это соотношение составило 10,6% против 89,4%, то за 9 месяцев 2004 года - уже 27,6% против 72,4%.

Общее количество справок по запросам молодежи

Выполнены

С помощью традиционного СБА

Выполнены

с помощью электронных баз данных

2. Вторым направлением библиографического обслуживания молодежи в ЦРБ им.1 Мая является библиографическое информирование.

Оно осуществляется совместно информационно-библиографическим отделом и отделом обслуживания и включает в себя самые разнообразные формы работы.

Так, на юношеском абонементе из года в год ежемесячно ведется индивидуальное информирование старшеклассников школ Сормовского района о поступлении новых учебных, учебно-методических и научно-популярных изданий в помощь школьной программе, а также о свежих номерах научно-познавательных журналов «Родина», «Литература в школе», «Наука и религия», «Наука и жизнь», «Вокруг света» и других. Ведется учет выданной литературы. Так, в первой половине 2004 года абонентам было послано 150 информаций и выдано 131 издание.

Библиотекарями абонемента для старшеклассников составлено 5 информационных списков новых книг в помощь школьной программе на следующие темы:

«История двух тысячелетий»,

«Удивительное - рядом»,

«Изучающим историю России»,

«Книги серии «Домашний репетитор»,

«Моя российская история».

Одной из самых популярных и действенных форм библиографического информирования молодежи являются тематические Дни информации. При определении тематики этих комплексных мероприятий мы стараемся выйти за рамки школьной программы, привлечь внимание старшеклассников к наиболее актуальным вопросам современности и представить литературу по теме Дней с наибольшей полнотой - как по содержанию, так и по видам изданий.

Так, например, после объявления ЮНЕСКО 10-летия культуры мира, мы откликнулись на это начинание Днем информации «Человек. Общество. Цивилизация». Акцент в этом мероприятии был сделан на литературе, раскрывающей проблему противостояния Западной и Восточной цивилизации на примере двух стран - Ирана и России. Состоялась презентация тематического номера журнала «Наука и религия», целиком посвященного Ирану, а одна из наших коллег поделилась с ребятами своими впечатлениями от поездки в эту сказочную страну. С интересом прослушали учащиеся библиографический обзор журнальных публикаций о необъятной и загадочной русской душе под названием «Русские… Какие мы?», а в заключение мероприятия старшеклассники очень активно отвечали на вопросы викторины «История мировых цивилизаций».

Среди самых насущных проблем, стоящих сегодня перед современным обществом - проблема защиты нашего молодого поколения от наркомании. Нашим скромным вкладом в борьбу с этим всемирным злом стало проведение Дня информации «Наркомания - глобальная проблема человечества». В программу Дня были включены: обзор литературы у книжной выставки «Ловушка для человека разумного», беседа-предостережение участкового инспектора по делам несовершеннолетних Сормовского района, информдайджест «О наркотиках без истерики» и мини-презентация библиографического списка-предупреждения для подростков «Наркомания - знак беды».

Профориентация всегда была одним из приоритетных направлений в работе библиотек с молодежью. В 2003 году для старшеклассников школ Сормовского района во всех взрослых библиотеках ЦБС прошел единый День информации «Время выбирать будущее». В ЦРБ им. 1 Мая библиографы представили юношам и девушкам библиографический обзор по материалам выставки-панорамы «Время выбирать будущее», образовательный экскурс «Юноше, обдумывающему житьё…», библиодосье «Редкие профессии», пресс-экспресс по газете «Биржа плюс Карьера» и встреча с профессионалом - психологом ресурсного центра занятости.

Все чаще мы в своей работе используем такую форму информационного обслуживания молодежи, как информационно-познавательные часы или часы познания. Эти мероприятия являются как бы мини-Днями информации: и время проведения ограничено одним академическим часом, и тема для мероприятия выбирается более узкая, например, какое-то значимое событие из отечественной истории или знакомство с жизнью наиболее ярких представителей русской науки или культуры. За три года для старшеклассников школ Сормовского района было проведено 15 информационно-познавательных часов на темы:

- «Готовимся к выпускным экзаменам»,

- «Любимое мое Сормово»,

- «Русь книжная» (о книгах и библиотеках на Руси в XI-XV вв.),

- «Современная российская литература»,

- «Куда пойти учиться»,

- «Изучающим историю России»,

Час славянской культуры «Всему миру свет»,

Час философских познаний «Премудрость в личности» и другие.

В информационном обслуживании молодежи мы активно практикуем и такие формы работы, как библиографические обзоры, информдайджесты, пресс-досье, экспресс-информации. В 2002-2004 годах их было подготовлено и проведено для старшеклассников 36. Вот тематика некоторых из них:

Ø «Глобальные проблемы современности»,

Ø «Герои нашего времени» (по произведениям современных российских писателей),

Ø «Ушли, чтобы остаться с нами» (о выдающихся деятелях российской культуры конца ХХ века),

Ø «Люблю тебя, Петра творенье» (Образ Петербурга в русской поэзии), Ø «Редкие профессии», Ø «Проза жизни Людмилы Петрушевской», Ø «Эссен и Нижний Новгород - города побратимы»,

Ø «Неформалы: групповой портрет в интерьере».

3. Третьим направлением в работе информационно-библиографического отдела с молодежью является воспитание информационной культуры, и роль библиографов здесь особенно интересна и разнообразна.

Принято считать, что азам информкультуры молодые читатели обучаются в библиотеках учебных заведений (школ, вузов). На деле же у значительного числа пользователей библиотеки, а особенно молодых, уровень библиотечно-библиографических знаний невысок. Это проявляется в неумении выражать информационные потребности в форме запросов на обслуживание, самостоятельно осуществлять поиск литературы и фактических данных, фиксировать найденное.

Поэтому работа по повышению информационной культуры наших молодых читателей ведется постоянно по следующим направлениям:

Обучение библиотечно-библиографической грамотности;

Обучение культуре чтения;

Овладение целым комплексом дополнительных знаний, умений и навыков получения информации с помощью электронных ресурсов библиотеки.

Уже при записи в библиотеку каждый молодой читатель получает первый урок библиотечно-библиографической грамотности: библиотекари и дежурные библиографы-консультанты знакомят его с правилами пользования библиотекой, со структурой и составом фонда, системой каталогов и картотек, правилами оформления требования на литературу, о чем делается пометка на обороте формуляра. Таких индивидуальных консультаций для молодежи в 2002 году было проведено 2284, а за 9 месяцев 2004 года - 3004.

Но ни один консультант не способен за считанные минуты научить умениям и навыкам, необходимым молодому читателю для полноценного выбора, восприятия и понимания произведения печати.

Поэтому в 2002-2004 годах библиографами ЦРБ им. 1 Мая было подготовлено и проведено 16 библиотечных уроков и 11 групповых консультаций, 18 обзоров справочных изданий и 10 премьер библиографических пособий для молодежи следующей тематики:

· «Справочно-библиографический аппарат современной библиотеки: его назначение, состав и поисковые возможности»;

· «Библиографические пособия - ваши помощники в выборе литературы»;

· «Современная русская литература; тематические и персональные библиографические пособия»;

· «СПС «Консультант Плюс» - совершенный ресурс правовой информации»;

· «Учимся конспектировать»;

· «Как правильно составить реферат и записать лекцию»;

· «Сочинение - на отлично!»

Все вышеперечисленные мероприятия входили составной частью в программы Дней библиографии, Дней информации, Дней периодики, Дней знаний и занятий «Информколледжа».

Не забываем мы и такую традиционную форму работы, как библиотечные экскурсии. В 2002 -2004 годах было проведено 15 таких мероприятий. Во время экскурсий библиотекари знакомили старшеклассников школ и средних специальных учебных заведений Сормовского района с историей ЦРБ им. 1 Мая, работой каждого из ее отделов, а также с информационными ресурсами библиотеки. Особый интерес у молодежи неизменно вызывали экскурсии по Интернет-залу - гордости нашей библиотеки.

Прочно вошли в практику работы ЦРБ им.1 Мая с молодежной аудиторией Дни библиографии. Основой для их проведения являются библиографические пособия, которые специально создаются библиографами к этим мероприятиям. В 2002-2004 годах было выпущено и представлено молодежи 3 указателя и 18 списков. При подготовке Дней библиографии мы также активно используем библиографические пособия, разработанные нашими коллегами из ЦГБ и из других районов Нижнего Новгорода.

Так, к 100-летию Нобелевской премии библиографами были подготовлены библиографический указатель «Опередившие время», в котором были собраны материалы обо всех русских ученых - лауреатах премии по естественным наукам, хранящиеся в фондах ЦРБ им.1 Мая, и библиографический список литературы «И творчество, и чудотворство», посвященный русскому поэту - нобелевскому лауреату Борису Пастернаку. Именно эти два пособия послужили основой для подготовки и проведения Дня библиографии «Созвездие имен великих» для старшеклассников Сормовского района. Впервые на этом Дне библиографии мы применили на практике такую новую форму работы, как видеодебют библиографического пособия, в котором попытались соединить воедино представление нового библиографического списка «И творчество, и чудотворство» с демонстрацией фрагментов видеофильма «Борис Пастернак».

В последние годы заметно активизировалась работа библиографов библиотек города по созданию краеведческих библиографических пособий самой разнообразной тематики. Мы также не остались в стороне от этого начинания и выпустили 2 библиографических пособия, посвященных нашим землякам: библиографический указатель литературы «Славны добрыми делами» (о нижегородских благотворителях и меценатах XIX - начала ХХ века) и библиографический список «Благотворительность, меценатство, спонсорство в Нижегородском крае сегодня». Именно эти издания дали материалы для подготовки кольцевого Дня библиографии «Да не оскудеет рука дающего…», который силами работников информационно-библиографического отдела был проведен для молодежной аудитории в ЦРБ им.1 Мая и во всех 6 библиотеках-филиалах, обслуживающих взрослое население.

Важнейшей ступенью социализации юношества в современном обществе является выбор профессии. Содержательная сторона этого процесса претерпела в последнее время существенные изменения. Престиж многих профессий упал, других - стремительно поднялся, появилось много, прежде неизвестных нам специальностей.

Поэтому основной задачей Дня библиографии «Найди свою профессию», прошедшего в апреле 2004 года, было знакомство старшеклассников с современными, наиболее перспективными специальностями. Материалы о них были собраны и представлены на выставке «Найди свою профессию». В актуальном обозрении «Какие специалисты сегодня нарасхват?» сотрудник из Центра занятости населения Сормовского района озвучила для ребят рейтинги самых востребованных на сегодняшний день профессий на рынке труда. Старшеклассники познакомились с 6-тью выпусками новых библиографических пособий для молодежи из серии «Мир современных профессий» под названиями: «Повелители компьютеров», «Такие разные менеджеры», «Мозаика экономической деятельности», «Профессия - продавец», «Созидатели красоты» и «Требуются специалисты по кадрам». Библиографы представили ребятам футурологическое библиодосье «Вакансии будущего, или Чем будут заниматься люди в XXI веке» и мини-презентацию информационного справочника «Куда пойти учиться». В заключение мероприятия старшеклассники совершили путешествие по профориентационным сайтам Интернета.

Подводя итоги всему вышесказанному, следует отметить, что благодаря внедрению компьютерных технологий, работа по информационно-библиографическому обслуживанию молодежи приобрела новые направления, значительно повысилась оперативность и полнота информации по запросам, расширился ассортимент библиографических услуг, в том числе платных, качественно изменился внешний вид библиографической продукции, она стала более привлекательной для современной «продвинутой молодежи».

В 2005-2006 годах приоритетными направлениями работы библиографов с молодежью будут:

1)информационная поддержка образования, самообразования и профессионального самоопределения этой группы пользователей;

2)обучение молодежи навыкам самостоятельного поиска информации с помощью электронного каталога и электронной картотеки статей.

Основой для успешного получения образования, залогом информационной и функциональной грамотности человека является чтение. Осознание единства целей разных образовательных и культурных учреждений в области продвижения чтения и формирования информационной культуры личности ведёт к консолидации людей разных профессий, принадлежащих к сфере книжной культуры.

В МУК «ЦСДБ им. А.С. Пушкина» достигнуто взаимопонимание и координация работы с педагогами разных учреждений города, т.е. благодаря полноценному использованию социокультурных возможностей городского образовательного пространства. Это позволяет библиотеке «держать руку на пульсе» и быть катализатором изменяющихся приоритетов в образовании.
Вся работа систематизирована и ведется по следующим направлениям: Библиотека и дошкольные образовательные учреждения:

    Систематическая работа с группами детских садов в рамках библиотечных циклов.

    Внестационарное обслуживание детей на базе детских садов.

    Выступления с консультациями и обзорами книг на родительских собраниях.

    Информационно-методическая помощь воспитателям:

Услуга «передвижная методическая полка»;

Информационно-справочное он-лайн-обслуживание в блоге «Библио- S -путник»

Библиотека и школа

На базе школы:

    Выходы с беседами, обзорами в классы.

    Участие в общешкольных мероприятиях.

    Выступления с обзорами и консультациями на родительских собраниях.

На базе библиотеки:

    Систематическая работа с классами (группами продлённого дня) по ключевым направлениям образовательного и воспитательного процесса.

    Выставки в помощь образовательному процессу.

    Дни библиографии.

    Предметные недели.

    Проведение совместных мероприятий по разным направлениям образовательного процесса.

    Организация общегородских мероприятий в поддержку образовательного процесса (Привлечение организованных групп школьников из нескольких школ к участию в мероприятиях библиотеки)

    Семинары, совещания, конференции педагогов и библиотекарей школ города на базе МУК ЦСДБ.

    Исследовательская деятельность (анкетирование педагогов и подростков)

Библиотека и другие учреждения:

    Внестационарное обслуживание детей на базе детских оздоровительных лагерей «Берёзка», «Лесная поляна», «Гайдар».

    Творческая помощь в написании сценариев для мероприятий, проводимых совместно с ДМШ, ЦВР.

    Участие воспитанников учреждений дополнительного образования в мероприятиях библиотеки.

    Организация выставок работ воспитанников ДШИ, СЮТ, ДХШ на базе библиотеки.

    Оказание консультационной помощи руководителям детского чтения, подбор специализированной литературы педагогам и учащимся учреждений дополнительного образования

    информационно-справочное он-лайн-обслуживание в блоге «Библио- S -путник»

В библиотеке им. А.С. Пушкина каждому ребёнку предоставлен свободный доступ ко всем имеющимся носителям информации, созданы все условия для формирования информационной культуры читателей.

Для учащихся с 1 по 11 классы разработано 14 литературно-познавательных цикла, которые охватывают не только школьников, но и ребят дошкольного возраста.

Работа по циклам проводилась с организованными классами, систематичность посещения — 1 раз в месяц. В тематике встреч использовались разнообразные формы работы с детьми, синтез иллюстративно-наглядного, музыкального и литературно-познавательного материала. Акцент был сделан на раскрытие ресурсов библиотеки в помощь образовательному процессу, развитие творческих способностей и навыков вдумчивого аналитического чтения.

О некоторых мероприятиях 2011 г.

Раскрытию фондов способствовали интерактивные поисковые выставки «А как грамотно?», «Слова на карте мира», «Почему мы так говорим?».

Большое внимание было уделено информационной грамотности: в отделах прошли информационно-библиографические уроки и библио-минутки «Русской речи государь по прозванию Словарь», «К сокровищам родного языка», «Познакомьтесь: указатель!». Литературно-познавательные беседы «Родники народных традиций». Познавательная игра «Веселые буквы.

Читательское и творческое развитие шло в ходе знакомства с электронными ресурсами по теме: эл.обучающий диск «Уроки Мальвины», электронная презентация-знакомство «За далью – Даль» (о В.Дале).

Всего проведено 9 массовых мероприятий, 18 индивидуальных и групповых консультаций, оформлено 7 выставок. Обслужено 322 человека .

Неделя «Культурное наследие» прошла с 23 по 28 мая 2011 г.

Основные мероприятия недели:

Беседа у книжных выставок «Хорошая книга в наследство», «У слов тоже есть семья», «Великая культура России», «Поклон равноапостольным Кириллу и Мефодию» и др.

Электронная викторина «Юный искусствовед»;

Информационно-библиографическая игра «Если знаешь – отвечай»;

Лингвистические часы «Откуда есть пошла славянская письменность», «Драгоценное наследие – КНИГА».

Обслужено 344 человека, выдано 352 кн.

Ярким событием стало комплексное мероприятие «Библиосумерки-2011», приуроченное к дню библиотек. Во всех отделах центральной детской библиотеки были подготовлены интерактивные развивающие выставки, выставки-опыты, литературно-поисковые задания. Участникам раздавались «книжки-зачётки» , которые заполнялись по мере участия в работе различных площадок. Самые активные участники получали призы. В общей сложности «Библиосумерки-2011» посетили 350 человек (взрослых и детей).

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Министерство культуры Республики Бурятия

Государственная юношеская библиотека Республики Бурятия им. Д. Батожабая

Программа

«Юношеская библиотека – Центр информационной поддержки образования»

Пилотное исследование

В ходе семинаров библиотекарей систем начального и среднего профессионального образования республики было проведено пилотное исследование в рамках программы «Юношеская библиотека – центр информационной поддержки профессионального образования», поддержанной Министерством образования и науки Республики Бурятия. Анкетный опрос был призван наметить пути взаимодействия ресурсного центра и библиотек, обозначить контуры сотрудничества в сфере информационного обмена .

Необходимо отметить, что вопросы анкеты для библиотекарей системы начального профессионального образования несколько отличалась от вопросов, заданных библиотекарям ССУЗов. Это объясняется разной степенью автоматизации учебных заведений этих систем и соответственно библиотек. Если в библиотеках ССУЗов уже можно говорить о некоторых результатах процесса автоматизации (см. Приложение), то библиотеки ПУ еще в самом начале этого пути.

Хотя все библиотекари ПУ, принявшие участие в анкетировании положительно относятся к процессу автоматизации, они прекрасно осознают, что речь о компьютеризации библиотеки может идти после компьютеризации самого учебного заведения - на это указывают 75 % респондентов. Лишь в одном случае прозвучал ответ, что руководство готово к компьютеризации библиотеки. Двое респондентов признались, что с таким вопросом к администрации не обращались.

Все библиотекари, принявшие участие в опросе считают, что сегодня ощущается необходимость информационного обмена между библиотеками. При этом для 73,3 % библиотекарей ССУЗов и 68,7 % библиотекарей ПУ это проблема стоит остро, а 26,7 % и 31,2% библиотекарей (соответственно ССУЗов и ПУ) думают, что она возникнет в ближайшее время.

Разница в обеспеченности компьютерами сказалась в выборе форм информационного обмена.

Так, библиотекари ССУЗов отдали предпочтение формам, основанным на использовании современных технологий. Обмен электронными ресурсами (64 %) и обмен информацией через информационно-образовательный сайт (50 %) опередили информационные бюллетени новых поступлений (35,7 %) и обмен тематическими списками литературы (21,5 %). Также одним из респондентов было сделано предложение об обмене информацией о методических материалах.

В группе респондентов – библиотекарей ПУ первые позиции отданы традиционным формам информационного обмена: 50 % предпочли информационные списки литературы и 37,5 % - обмен тематическими списками литературы. Тем не менее треть (31,2 %) высказались в пользу обмена информацией через информационно-образовательный сайт. Разумеется, обмен электронными ресурсами занял последнее место – 12,5 %.

Существуют определенные различия между ответами библиотекарей ССУЗов и ПУ на вопрос о взаимодействии с Юношеской библиотекой как ресурсным центром (см. таблица 1). Среди направлений деятельности, по которым библиотекари предполагают осуществлять сотрудничество, наибольшей популярностью пользуется «организация системы повышения квалификации», при чем библиотекари ПУ в подавляющем большинстве (81,2 %) указали на необходимость взаимодействия в данном направлении. Кроме этого библиотекари ПУ более заинтересованы в «выявлении информационных потребностей учащихся (студентов), преподавателей», «сборе, обработке и предоставлении информации об образовательных возможностях» и «предоставлении баз данных , мультимедийных изданий». Библиотекари же ССУЗов высказались в пользу «сбора, обработки, предоставления педагогической информации», «издания информационных бюллетеней, справочных и методических материалов» и «информационно-образовательного сайта».

Таблица 1

Направления деятельности

Библиотекари ССУЗов

Библиотекари ПУ

Выявление информационных потребностей учащихся (студентов), преподавателей

Сбор, обработка, предоставление педагогической информации

Сбор, обработка, предоставление информации об образовательных возможностях (курсы, второе образование, повышение квалификации и т. д.)

Предоставление баз данных, мультимедийных изданий

Издание информационных бюллетеней, справочных, методических материалов

Организация системы повышения квалификации

Информационно-образовательный сайт

При определении круга проблем, которые могут возникнуть при налаживании системы информационного обмена, в анкету для библиотекарей ПУ был внесен дополнительный пункт – «отсутствие компьютерной техники », который и был отмечен всеми респондентами (см. таблицу 2). Анализируя ответы на этот вопрос, следует помнить о том, что большинство библиотекарей ССУЗов уже реально столкнулись с проблемами автоматизации, тогда как библиотекари ПУ могут только предполагать. Данный тезис иллюстрирует пункт «отсутствие профессионального программного обеспечения » - практически половина библиотекарей ССУЗов (42,8 %) обращает внимание на эту проблему и только 6,2 % библиотекарей ПУ останавливаются на ней. Естественно отмечены технические проблемы, которые заняли первое место. Вызывает беспокойство тот факт, что половина респондентов из числа библиотекарей ПУ (50 %) и четверть из числа библиотекарей ССУЗов (26, 7 %) назвали проблему «отсутствия понимания со стороны руководства».

Таблица 2

Проблемы

Библиотекари ССУЗов

Библиотекари ПУ

Отсутствие компьютерной техники

Технические проблемы

Отсутствие профессионального программного обеспечения

Постоянное подключение к Интернету

Обучение библиотекарей

Отсутствие понимания со стороны руководства

Также респондентам было предложено наметить перспективы развития корпоративной сети библиотек профессионального образования (см. таблицу 3). Наибольшее количество голосов было высказано в пользу ведения сводного электронного каталога, обмена адресно-справочными данными и обучения и переподготовки кадров. Со скепсисом отнеслись респонденты к помощи в ретроконверсии каталогов, относя это направление развития к далекой перспективе. С большим оптимизмом смотрят библиотекари ССУЗов на корпоративную каталогизацию литературы и обмен адресно-справочными данными.

Таблица 3

Направления развития

Библиотекари ССУЗов

Библиотекари ПУ

Корпоративная каталогизация литературы

Ведение сводного электронного каталога

Электронный заказ и доставка документов

Обмен адресно-справочными данными

Помощь в ретроконверсии каталогов

Обучение и переподготовка кадров

И напоследок библиотекари высказали свои пожелания, предложения и сомнения по поводу организации системы информационного обмена. Были высказаны сомнения следующего порядка: «процесс компьютеризации затянется на несколько лет, возникнут проблемы в обучении» (библиотекарь ПУ), «экономическая сторона» (библиотекарь ССУЗа), «сомнение – жесткие временные рамки при огромном объеме работы» (библиотекарь ССУЗа), «все это здорово, но технические проблемы» (библиотекарь ССУЗа). Озвучены такие предложения, как «разработать систему приобретения дискет по определенной тематике» (библиотекарь ССУЗа), «дать библиотекарям возможность пройти компьютерные курсы» и «открыть компьютерные курсы применительно к библиотеке» (библиотекари ПУ). Вселяют надежду на успешное сотрудничество в сфере информационного обмена оптимистические отклики: «все замечательно!», «все получится!».

вед. методист ГЮБ РБ им. Д. Батожабая

Приложение

Данные по автоматизации библиотек системы среднего специального образования

Учебные заведения

Техническое обеспечение

профессиональное программное обеспечение

Сеть

Выход в Интернет имеет

Электронные ресурсы

компьютеры

принтеры

прочие устройства

копировальные аппараты

внутрибиблиотечная

учебного заведения

сама библиотека

учебное заведение

CD - ROM

электронный каталог

базы данных

БАК им Ербанова

Библиотека 4

Работа начата

Работа начата

УУ индустри-альный техникум